Наталья Терентьева
Кто же такие третьеклассники? Какими особенностями отличаются?
К третьему году обучения адаптация у девятилетних детей к школе завершена, и начинается у них безоблачное детство младшего школьника. К социальной ситуации дети уже приспособились, а до подростковых драм ещё далеко. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся.
У детей с 9 до 12 лет включительно наступает, по мнению психологов, – среднее детство. В этом возрасте происходят физиологические изменения у девочек, а затем и у мальчиков, возникает гормональная перестройка организма. Этот возраст сопровождает резкая смена эмоций, появляется интерес к противоположному полу, формируются межполовые взаимоотношения. Вслед за физиологическими изменениями меняется также поведение подростков: появляется вспыльчивость, отдаление от родителей и сближение со сверстниками. Друзья становятся для подростка самыми важными, а авторитет родителей заметно снижается.
Не у всех детей процесс созревания идет с одинаковой скоростью. Это связано с индивидуальными свойствами организма, здоровьем ребенка, экологической обстановкой, семейными особенностями и так далее.
Итак, какие они, эти загадочные девятилетки?
1. Ранимые и трепетные, но пока ещё по-детски беззащитны.
2. Ещё верят в своих родителей как в богов, но вместе с тем иногда критикуют вас до обидного точно.
3. Начинают проявлять знаки внимания к противоположному полу, влюбляются и дружат.
4. Постоянно играют в разные роли на сцене, видимой им одним.
5. Всё более внимательно присматриваются к другим людям, могут проявить чудеса сострадания, то наоборот поразительное эгоистическое упрямство.
6. У них особый интерес к теме справедливости.
7. Начинают чаще проявляться любопытство к «взрослым», запретным темам.
8. Дети девяти лет способны на глубокие и мудрые замечания в свой адрес, но порой совершенно неадекватно оценивают собственные возможности.
Что же нужно третьекласснику?
Пространство для того, что идёт из его души: страхи, опасения, желания, вопросы. Для того, чтобы дать ему это пространство, нужно уметь слушать. Не отвечать на поставленный вопрос, а искать, что за этим стоит, почему это затронуло душу ребёнка, не оценивать, а уточнять, расспрашивать, как можно старательнее вынося себя со своими мнениями за скобки. Очень важно находить время для таких драгоценных разговоров «ни о чём».
Структура. Душа ребёнка может легко потеряться в избыточном количестве свободы. Как это ни странно звучит, но для хорошего развития нужна структура: режим дня, постоянные обязанности по дому, ритуалы и традиции. Они необыкновенно облегчают прохождение девятилетним ребёнком тревожного периода переживания враждебности окружающего мира.
Чтение хорошей литературы. Рекомендуется читать рассказы наших советских, российских авторов. Найдётся немало хороших книг, не упрощающих жизнь, но и не подрывающих веру в неё.
Уважение к их собственному мнению, чутью, решениям. Дети нуждаются в уважительной дистанции, для них она важнее тесной теплоты, нарушающей их границы. Вопросы «А ты как думаешь?», «У тебя есть идеи?», «Что бы ты сделал на моём месте?», «Как, по-твоему, мы правильно поступили?» развивают их доверие к своей совести, своей интуиции, себе самим.
Искренность со стороны взрослых. Только при этом условии дети могут получить доступ к нашей душе, а она нужна им так сильно, что их больше устраивает наша вспышка раздражения, чем безразличие или разговор «из роли» (мамы или папы). Будучи искренними, мы проявляем свои душевные качества, т.е. поступаем как люди, имеющие душу.
Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит "скачок" в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и развитие мыслительных операций, более интенсивное развитие получает вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями.
Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти.
