Поиск
  • Наталья Терентьева

Детский почерк: что должен знать заботливый родитель?

Пост обновлен 31 мая 2019 г.

Родители учеников начальных классов бывают озабочены улучшением почерка ребенка. «Пишет, как курица лапой», – жалуется мама подруге: «Как же научить его писать каллиграфическим почерком?» Отставить панику! В самом начале его обучения не следует сильно волноваться. Важно, чтобы написанное ребенком было хотя бы читаемо и не содержало ошибок. А к плохому почерку приводит именно раннее стремление родителей обучить малыша письму. Рука ребенка должна развиться и окрепнуть. Для начала следует проработать мелкую моторику рук. Для этого полезны рисование плавных и прямых линий различной длины. Рисование окружающих предметов карандашом также развивает моторику и пространственное мышление, тонкое и точное восприятие мира. Книжки-раскраски, рисование пальчиками – подойдет любая активная изобразительная деятельность. Для развития моторики рук также можно предложить ребенку собрать со стола мелкие предметы в небольшую емкость. Очень развивает лепка, создание поделок из природных материалов, мозаика, различные конструкторы и многие другие упражнения. Само собой, письмо, как сложная деятельность, будет зависеть от общего состояния здоровья ребенка. Здесь большую роль играет общий мышечный тонус. Письмо утомляет не только кисть, но и практически всю мышечную систему ребенка. За письмом ребенок обычно сидит, в процессе участвуют мышцы спины, шеи, живота, плечи. Слабое развитие этих мышечных групп приведет к плохому почерку у ребенка. Чрезмерное напряжение ребенка при письме не даст хороших результатов.

Чрезмерно крупные буквы – признак экспансивности в действиях и мыслях, нежелания подчиняться.

Мелкий и экономный – более замкнутый, сосредоточенный на своем внутреннем мире. Это сдержанные ребята, способные к концентрации.

Мелкий до трудночитаемости почерк свидетельствует об исключительной скрытности.

Скругленные гладкие буквы –уравновешенная натура, возможно, педантичная. Неразборчивые и выбивающиеся из общей строчки буквы – импульсивный, эмоциональный ребенок с широкими творческими задатками.

Наклон влево – желание контролировать свои эмоции.

Сильный наклон вправо показывает желание выставлять свои чувства напоказ, импульсивность, стремление к крайностям.

Когда строчки «ползут» – это признак оптимистичной натуры, опускаются вниз – признак пессимизма и плохого настроения.

Если строчка идет по прямой линии, буквы не имеют наклона (вертикальный почерк) – свидетельство глубокой, взрослой, уравновешенности. Округлые буквы свидетельствуют о том желании быть в коллективе, не осанки и зрения.

Поэтому давайте ребенку отдохнуть во время занятий.

Внутренний мир через почерк

Детский почерк характеризует ребенка и отражает его настроение. Вот некоторые признаки почерка, по которым вы сможете лучше понять своего малыша: Размашистый почерк – вероятно, ребенок общительный, рубаха-парень, сопротивляться его нормам – конформизму.

Угловатые буквы – признак соревновательности, критичного ума и стремления к независимости.

Сочетание угловатых и округлых букв свидетельствует об умении нравиться людям и при этом оставаться собой.

Легкий нажим свойственен чувствительным детям.

Сильный нажим отличает решительных, энергичных, общительных, контактных, иногда чрезмерно агрессивных детей.

Однако достоверно говорить о характере пишущего графологи готовы только тогда, когда личность и, соответственно, почерк, уже сформировалась, то есть у взрослого человека. За годы школы почерк может поменяться несколько раз, как и характер. В институт человек приходит уже со сформировавшимися предпочтениями в письме, однако нередко от повышенной скорости записи лекций почерк катастрофически портится, становится неразборчивым. Не стоит и здесь предаваться панике. Замечено, что через некоторое время после выпуска из института, когда потребность в ручном письме снижается и мышцы получают длительный отдых, а бывший подросток взрослеет – почерк восстанавливается к разборчивому, оформляется как взрослый и стабильный и уже более не меняется.

Речевое развитие

Иногда дефекты детского письма связаны со слабым речевым развитием. Таким детям следует больше читать, пополнять запас слов, записывать свои мысли. Если буквы и цифры ребенок иногда пишет не в ту сторону (зеркальный почерк), следует развивать его пространственное воображение. Также на почерке могут отрицательно сказываться проблемы с усидчивостью ребенка. Следует поощрять в нем аккуратность и владение собой, но не переусердствовать в требованиях. Как правило, Детский мир в конечном итоге с почерком «разбираются» все дети, и лишь в очень редких случаях действительно требуется помощь детского психолога.

Как это бывает… «Хочу, чтобы ребенок писал каллиграфическим почерком! У нас у всех в семье такой!» – жалуется мама десятилетнего Айдара. Графологи утверждают, что почерк все же не передается по наследству, однако некоторые особенности темперамента родителей, перенятые ребенком, могут косвенно способствовать развитию прилежности в письме. Сначала нужно понять: а для чего вообще мы учим детей писать? Для того чтобы они умели выводить палочки и кружочки? Конечно, нет. Каллиграфия сама по себе не имеет смысла, а ее требования ломают характер. Но мы ведь хотим, чтобы ребенок умел грамотно и понятно изложить свою мысль в письменной форме. И для того, чтобы человек мог не только написать, но и прочитать то, что он написал, чтобы найти свои ошибки и исправить их, почерк должен быть разборчивым. Так, для разборчивого, не обязательно каллиграфического, почерка достаточно, чтобы буквы были одинаковой высоты и ширины, строчки были ровными и параллельными, овалы были правильной формы. «Плохой» почерк часто не зависит от желания ребенка. Это, скорее, итог проблем и ошибок в обучении. Первая из ошибок, как мы уже говорили, – слишком раннее начало. Есть статистика-правило – чем раньше начать учить ребенка писать, тем хуже у него будет почерк в дальнейшем. И если пятилетнему ребенку взрослые дают ручку, он не в состоянии взять ее правильно, а зажмет в кулаке. В этом положении курсивное (безотрывное) письмо невозможно. Кроме того, в первый класс приводят сегодня детей в шесть лет, а то и раньше. И немногие знают, что каждые полгода крайне важны – созревают все функции, которые необходимы для письма. Этим, кстати, отчасти объясняется тот факт, что раньше дети писали лучше – они начинали учиться в семь-восемь лет. Вторая проблема обучения – безусловное требование учителей курсивного (безотрывного) письма. От детей по-прежнему часто требуют писать безотрывно, соединяя все буквы между собой. Такое письмо не всегда соответствует возможностям ребенка, особенностям его развития. Мало того, обучение безотрывному письму только тормозит формирование навыка письма, а ребенок в итоге обучается гораздо медленнее. Сейчас в 1-й класс приходят дети, из которых примерно у третьей части не сформирована мелкая моторика. И это не их вина, часто это следствие нарушений во время беременности и родов, гипер- или гипотонус мышц и, возможно, недостаточное развитие моторики. Нужно дать ребенку время в буквальном смысле окрепнуть телом, прежде чем требовать чистого и красивого письма. Третья проблема обучения, влияющая на почерк, – сложная школьная программа. Современные дети постоянно торопятся, потому что так требует интенсивная программа. На уроках темп работы часто бывает настолько высоким, что у ребенка нет времени задуматься над тем, что он написал, перепроверить текст. Отсюда и низкая грамотность, и неразборчивость почерка, и огромный стресс, в котором дети пребывают и который, в свою очередь, влияет на почерк.




Просмотров: 22Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все